Можно ли решить проблему космического мусора, добавив модуль самоуничтожения?

Люди хорошо научились запускать всякие штуки в космос — но не особо умеют возвращать их обратно. На низкой околоземной орбите, наряду с тысячами работоспособных спутников, есть много мусора: космический мусор, космические обломки, мусор с более высоких орбит. По данным Европейского космического агентства, в небе над нами около 29 000 кусков мусора больше 10 сантиметров, 750 000 — от 1 до 10 сантиметров, и 166 миллионов — от 1 миллиметра до 1 сантиметра.

Но есть много более мелких вещей. Раньше NASA изучало эти мелочи по небольшим кратерам, которые они оставляют на космическом шаттле, будто шрамы от угревой сыпи. Но с 2011 года космические шаттлы больше не летают. Поэтому в прошлом месяце, чтобы вернуться к этой задаче, NASA установило новый 300-килограммовый инструмент на космической станции: Space Debris Sensor. Этот объект площадью в квадратный метр служит одной задаче: принимать удары. Они, в свою очередь, рассказывают ученым о происхождении мусора и помогают им делать экстраполяции о более крупном и опасном мусоре.

Есть и другие проекты, которые пытаются решить проблему, а не просто измерить ее — и мир полон идей по сокращению астрономического мусора. Например, можно сводить новые спутники спустя определенное время с орбиты, гарпунить старые и собирать их в гигантские неводы или цеплять к парусам.

Одна из компаний под названием D-Orbit недавно испытала новый способ избавляться от мусора: своего рода подключаемый двигатель, который уводит любой спутник, к которому прикреплен, к тепловой смерти в атмосфере. В июне был запущен тестовый спутник с «системой снятия с эксплуатации», D3, и этой осенью он завершил свое путешествие — первое испытание прошло успешно.

Основатель компании Лука Россеттини серьезно относится к космическому мусору. «В космосе уже много мусора», говорит он. «Давайте будем конкретнее: не во «всем космосе», а в той его части, которую мы используем для спутников. Этот космос ограничен и очень ценный, но мы уже изгадили его». Россеттини надеется, что его клиенты когда-нибудь смогут присоединить D3 как LEGO к своему собственному космическому кораблю, а затем — вуаля — гарантировать, что когда спутники достигнут конца полезного срока службы, они будут уничтожены.

Когда D-Orbit захотела проверить свою флагманскую систему, компания попыталась убедить другие компании установить ее на свои спутники. Несмотря на то, что D-Orbit предлагала сделать это бесплатно, еще не проверенные технологии оказалось трудно убедить принять. Поэтому Россеттини, работающий над малыми спутниками в Исследовательском центре Эймсе в NASA вместе с компанией Planet, которая занимается съемкой Земли, решил, что D-Orbit нужен собственный спутник.

В июне D-Orbit запустила D-Sat — CubeSat с устройством смерти D3 на борту. D-Sat кружил вокруг Земли около трех месяцев, провел несколько экспериментов. И затем, в конце его короткой жизни, люди из D-Orbit были готовы привести D3 в действие.

«Мы знали, что ставим перед собой большую задачу, особенно с большим двигателем на таком крохотном спутнике», говорит Россеттини. «Но D3 должен был сработать». Той осенью, в день назначенный, Россеттини сел в контрольной комнате, положил палец на большую красную кнопку. Прежде чем запустить D3, ему была дана инструкция раскрутить спутник до 700 оборотов в минуту, чтобы стабилизировать его. Затем Россеттини нажал кнопку «умри». D3 пришел в действие. «Все работало как надо, но что-то случилось».

Спутник не вошел в спираль смерти. Хотя D-Orbit все еще заканчивает анализ полета, Россеттини считает, что команда выяснила, в чем проблема: D3, из-за человеческой ошибки, не был точно выровнен с центром гравитации спутника. Несколько миллиметров отклонения означали, что тяга D3 частично закрутила спутник вместо того, чтобы просто толкнуть его.

«Хорошие новости в том, что D3 сработал, как ожидалось», говорит Россеттини, даже если его работа не произвела ожидаемых результатов.

Несмотря на сомнительный результат, Россеттини говорит, что компания получила больше запросов — от загадочных клиентов — прицепить D3 к будущим спутникам. D-Orbit общается с неназванными потенциальными клиентами в Европе, США и на Ближнем Востоке. У компании также есть контракт с Европейской комиссией на создание первой системы снятия с эксплуатации для средних и больших спутников, а также с Airbus. «Airbus создает платформу для испытания различных технологий пассивного вывода из эксплуатации», говорит Россеттини, «и наш D3 может положить конец всяким экспериментам на этой платформе».

В настоящее время D-Orbit работает только над тем, чтобы поставить D3 на еще не запущенные спутники. Но в будущем, при помощи партнеров, компания надеется поставить силовую систему на уже работающие спутники, чтобы дать им возможность умереть. Возможно, D3 сможет разрешить проблему космического мусора хотя бы отчасти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *